На главную

Интимное

Пути-Дороги

Бредятина

Буквашка

Цифра

Интернетчина

Чуждое

 

Ваши отзывы

 

Найти: на

я в ЖЖ

я на ЛиРу

я на LP

я на Яру

я на Blogger

я на Mail

Мой MailМир

Мои Mailфото

Мои Яфото

Мои Mailвидео

Мои Явидео

Моя музыка

Главная :: Пути-Дороги Diputs'а :: Отчеты о путешествиях Diputs'а

Реконьская пустынь
(13 марта 2010)

Очередной поиск приключений на выходные натолкнул меня на объявление о поездке в Реконьскую пустынь. Давно слышал и читал об этом удивительном и труднодоступном в летнее время месте в Новгородской области. Самое главное, прельстило не то, что народ просто покататься едет по «внедорогам» и поглазеть на развалины. А то, что есть благая цель – завоз продуктов и стройматериалов для тех, кто там зимует и восстанавливает потихоньку это заброшенное место.

Мы любим не только ни от кого зависеть и жить по своей программе, но и не любим кого-то подводить (причем, последнее важнее). Пусть даже люди от нас не зависят никаким образом, но сначала заявляться, а потом по каким-либо причинам давать задний ход – создают очень неловкую для нас ситуацию. Да и не очень любим (по тем же причинам) на месте общего сбора час-другой ждать опаздывающих, не любим суматоху «это забыли, то не купили». Поэтому стараемся присоединяться к компании уже в конечных точках, когда заканчивается асфальтовый этап поездки и начинается самое интересное. Да и в колоне интересно ехать небольшие расстояния или в качестве демонстрации жителям из глубинки больших коллективов внедорожных путешественников. Хотя все эти эмоции – тема отдельного поста из серии «о личном».

Раз уж мы едем в те края (Кириши-Будогощь), то надо успеть посмотреть еще что-нибудь по дороге. Поэтому, старт в 6 часов утра и вперед! В раннее время, да еще зимне-весенний период, дорога вполне пустынна. Сверху особо ничего не сыпет, под колесами практически асфальт, мурлычит музыка. Одним словом, катимся и катимся. Перед Тосно слышим по дальнобойному каналу, что на окружной упал прицеп и перегородил дорогу в сторону Москвы. Мы не поняли в каком это месте, но не стали переспрашивать, решив, что разберемся по ходу. Окружная под Тосно преподнесла сюрприз: выпавший за ночь снег был укатан до льда. Но на шипованной резине и тяжелой машине, да на вполне свободной дороге можно было катиться 80-90. Хотя многие уже сбавились до 60. И вот на середине окружной очередь. Сначала испуг, что это надолго. А по рации мы слышали, что вроде бы даже легковым машинам справа не объехать этот затор. А там длинная очередь из фур! Но, достаточно быстро откапали правую сторону, чтобы и фуры могли проехать. Так что всего 15-20 минут и мы едем дальше. После окружной лед постепенно начинает исчезать и снова мы на нормальном асфальте. По дороге много слетевших с трассы фур и в направлении Москвы, и в направлении Питера. Когда время подобралось к 8.30 позвонили организаторам и предупредили об обстановке под Тосно, чтобы народ представлял себе что их может ожидать.

И вот Кириши. Пошел снег, небо затянуто. А в Киришах я был последний раз лет этак тридцать назад, да и то мимоходом. Интересно было посмотреть на городок и промышленные окраины.

Первая точка в Усть-Черной около Кирешей, отмеченная на картах крестиком, оказалась маленькой церквушкой на подобии избы. Архитектуры никакой, зато, несмотря на ранний час, площадка перед ней заставлена машинами, внутри самой церкви нет свободного места – идет служба. Нравится мне все неброское снаружи, когда внутренность наполнена содрежанием. Любочность некоторых монастрей только раздражает и дополняет общую картину бизнеса под названием Церковь. Зато вот такое неприметное, вызывает уважение и трепет.

Вторая точка находится в самих Киришах, но оказалась новостроем на месте чего-то старого разрушенного, т.к. это место помечено крестиком на старых картах. Поверить, что эта архитектура является восстановительной (повторяет старый облик) достаточно трудно. Слишком уж все оригинально и непривычно выглядит. Сама эта новая церковь находится в стадии строительства и, видимо, закрыта еще для посещений.

Далее по дороге особых достопримечательностей не было. Поэтому наш ранний выезд оказался напрасным. Мы слишком рано приехали в Заозерье. Правда по дороге останавливались, чтобы поставить на ноги вылетевшую с трассы и лежащую на крыше десятку. Когда хотели перевернуть ее лебедкой, то выяснилось, что контакты блока управления или сам блок управления закисли и лебедка не работала. Вот что значит не пользоваться и не проверять лебедку с октября месяца. Пока на скорую руку пытался зачистить контакты ножиком, который мне был подарен нашими знакомыми под Новый год в Устюжне. Умудрился оставить ножик на бампере. И, спустя некоторое время, понял, что подарок канул в вечность, что было очень огорчительно.

И вот мы в Верхнем Заозерье у памятника. Мобильная связь не работает, рация бессмысленна (колона еще очень-очень далеко). По нашим расчетам, раньше чем через час колона и не должна появиться (как потом выяснится, мы ошиблись в расчетах почти на 3 часа). Перекусив, попрыгав вокруг лебедки в попытках ее оживить, принимаем решение пытаться ехать вперед, чтобы не сидеть без дела. Мы и так часто ездим в одиночку, а тут за спиной обязательно должны появиться машины, которые если что помогут. Поэтому вперед.

Дорога к Пустыни смутно вспоминается из прочитанного в Интернете, точных координат нет, но есть надежда, что при нынешней зиме вариантов дорог не так много должно быть. И вот первая развилка – очевидно не туда. Уходит заметенная колея в горку и в другом направлении. Явно не наша. Как выяснится потом, это один из участников поездки в какие-то предыдущие выходные «резвился» на поле.

Вторая развилка вызвала смутное ощущение, что это именно оно и есть – наше направление. Но мы ехали по хорошо наезженной дороге, а вправо уходило что-то заметенное с еле заметными следами. Если бы мы вышли из машины, то увидели бы, что это сегодняшние следы. Но, там расстояния не такие большие, поэтому решаем, что пяток километров по хорошей зимней дороге – не крюк. Если, что вернемся. Движемся вперед. У очередной развилки, сомнений куда ехать нет. Направление в район Пустыни – очевидно направо, да и видно, что перед нами что-то ехало типа Уазика.

Кто ж в пустынном зимнем лесу смотрит в зеркало заднего вида? А надо бы! На этой развилке обнаруживаем, что за нами катится десятка. Это тоже члены нашей поездки, которые не поехали с колонной, а увидев нас решили, что мы знаем куда ехать. И вот нас уже двое.

Естественно, через километр мы упираемся в лесозаготовки. Хорошо, что пара мужиков с Уазиком и гусеничным трактором объяснили нам про то, что наша мысль о первой правой дороге, в которой мы засомневались, была верной. Это, конечно, порадовало. Но нужно как-то развернутся: либо на «узкоколейке», либо на перекрестке размешанном трактором и заваленном бревнами и сучьями. То, что их под снегом значительно больше, чем видно сверху, я понял сразу. Когда меня трактор выдергивал оттуда, я понял, что бревна, на которых я сидел достаточно большие и их много. Так как для трактора я был пушинкой, то можно было меня дергать и вместе с бревнами, что меня настораживало. Но снег, все подкорректировал и машина осталась цела. А вот бедная десятка километр до ближайшей развилки пятилась задом. Да так лихо это делала, что я еле за ней поспевал.

Нужная нам дорожка выглядела более чем сложной для десятки. Но, вернувшись в деревню, покумекав и не услышав в рации колоны, мы поддались на идею водителя и пассажиров десятки и поехали пробовать на двух машинах. От деревни до этого поворота около километра. И за 100 метров до поворота мы утыкаемся у Уазик и трактор, которые возвращаются домой. Трактор не может сдать назад, так как тащит за собой большой железный треугольник, которым чистит дорогу. Вот здесь пригодилась забавная колея в горку-поле. Мы с десяткой сумели на нее спрятаться и пропустить трактор. Иначе пришлось бы осуществлять еще один возврат в деревню и опять задним ходом.

Итак, мы в начале испытания. Уехать далеко не получилось. Перед первой же горкой, на которую я с трудом забираюсь, десятка встает. Ему можно было лететь только ходом, а я на пониженной тащился еле-еле, и не дал ему возможности разогнаться. Начинаем откапывать и понимаем, что десятка сидит плотно на брюхе. Хоть прыгай на ней – не шелохнется. Я понимаю, что вряд ли смогу его затащить на горку. Да и дальше дорога всяко лучше не будет, а только хуже. Значит нужно десятку выдергивать назад, оставлять в деревне, а ребятам на других машинах ехать пассажирами. Колоны по-прежнему не слышно.

Поняв, что откопать и раскачать десятку не получится, возвращаемся к машине и собираемся доставать хай-джек и сэнд-траки. Понятно, что ребята приедут и быстро вытащат десятину. Но, чего же без дела сидеть в снегу? И тут по рации слышим подъезжающий народ. Это было нашей ошибкой. Пока они доехали, пока они что-то разгружали-загружали в деревне, мы еще с час ждали их. Вместо того, чтобы самим вытащиться и не мерзнуть. Одно, хорошо: Мы знали, что колона не сунется на эту узкую дорожку, т.к знает о десятке.

Наконец, за десяткой приехали и потащили ее обратно на расчищенный участок дороги. Мы не стали дожидаться и поехали вперед, предупредив остальных по рации. На что услышали: «Ну, ну. Недалеко вы уедете». Это как-то раззадорило и создало соревновательное напряжение. А машинка едет себе и едет, едет и едет. Из разговоров по рации понимаем: десятку кто-то тащит за собой на тросе, остальные машины с переменным успехом где-то застревают и вытаскиваются. Зимние колесики, которые я купил, пока еще не понимал что к чему, достаточно маленькие. Расстояние между дурацкими перемычками на раме и снегом, с учетом достаточно глубокой колеи – никакое. Поэтому, свой индивидуализм пока успокаиваю тем, чтоб после нас горб между колеями становится существенно ниже. Мы своим брюхом хорошо его утюжим.

И так мы едем и едем. Вдруг впереди видим Ниву. Ба, это оказывается та же самая компания, только уехавшая туда рано утром и уже возвращающаяся с чувством выполненного долга. В Ниве пять крепеньких мужичков. Поэтому вытащить, толкнуть, откопать ее – им раз плюнуть. Выкапывается площадка, Нива встает на обочину. Откапывается проезд по соседней полосе, мы протискиваемся вперед и останавливаемся в ожидании колоны, болтая со «встречкой».

Наконец, появляется первая машина - УАЗ, лифтованный и на хороших, уже спущенных после первой засады, колесьях, как игрушку тащит за собой на длинной веревке десятку. Дождавшись эту «сладкую парочку» продолжаем двигаться вперед. И вот здесь, то ли мой мандраж из-за которого я не очень люблю ездить в колоне, то ли реально более глубокая колея, но я начинаю садиться чуть ли не через каждые 500 метров. Когда у тебя кто-то сзади, то так хочется их не задерживать, что это создает излишнее напряжение и начинаешь делать ошибки. Да еще хочется «показаться» внедоржником. Одним словом бедный УАЗ, кроме буксировки десятки еще и меня вынужден периодически поддергивать. Зато лопатами намахались и с веревками набегались! И вот до Пустыни осталось уже метров 400, а я сажусь очень хорошо. У УАЗика нет места, чтобы дернуть меня назад. Прежде чем доставать хай-джек и траки, пытаюсь еще раз попробовать лебедку. Глухо! Решил покрутить и покачать вилку-розетку соединения пульта и блока управления. О, чудо! Лебедка затарахтела! Но, мне от разъема не отойти, приходится все время этот контакт удерживать. Ребята цепляют меня за дерево, я выставляю колеса и как игрушечную машинку с пультом начинаю себя вытаскивать, не садясь за руль, а держа руками контакт. Одно приятно - на обратной дороге можно будет, если что, использовать лебедку (пророчество).

И вот она Реконьская пустынь. Нас встречает батюшка. Но времени уже почти семь часов вечера, темнеет на глазах. Да еще погода решила сделать подарок – выглянуло солнце и все развалины церквей сказочно подсвечены заходящим солнцем. Поэтому извинившись перед батюшкой за короткое приветствие, скачем по сугробам, чтобы поймать последние кадры. Сугробы по пояс мешают удовлетворить мой голод папарацци. Но даже то, что удается снять, радует глаз любительского фотографа.

Из сведений, которые бы дополняли информацию из Интернета, мы узнали следующую историю. В 90-х года наш тогда сверх-популярный Невзоров и его «600 секунд», сделали репортаж о Реконьской пустыни. И, возможно, для «перчика» обмолвились, что там спрятан клад. После этого, данное место подверглось набегу кладоискателей, которые поломали и развалили и так уже изрядно истерзанные развалины. Вот так одно неосторожное слово и ты провокатор злодейства.

Реконьская пустынь – это бывший монастырский комплекс, находящийся на берегу р. Реконьки на севере Любытинского района Новгородской области. Предание гласит, что в XIII веке здесь, на берегу реки Реконьки на гранитном валуне, охотники нашли икону Живоначальной Святой Троицы. В память о "чудесном обретении иконы" (предание гласит, что она появилась из вод Реконьки) был устроен скит. Когда точно была основана пустынь неизвестно (вероятно около XVI в.) Первые документальные сведения о ней относятся к концу XVII в. В 1680 году царь Алексей Михайлович пожаловал пустыни 1800 десятин земли, а в 1685 году она поступила в ведение Тихвинского Успенского монастыря. В 1764 г. Реконьская пустынь была упразднена и много лет пребывала в упадке и забвении.

Своим возрождением пустынь обязана человеку по имени Андрей Иванович Шапошников, более известному как Амфилохий. Выходец из Риги он принял православие и поселился в Реконьской пустыни в 1812 г. Узнав о том, что у пустыни в свое время было незаконно изъяты земли, он решил подать в суд прошение с требованием о восстановлении монастыря и возвращении земель. Однако судебная тяжба затянулась на 40 лет. За это время сменилось 3 императора, Амфилохия несколько раз сажали в тюрьму, но он не сдавался. Наконец, в 1860 г. вышел императорский указ о восстановлении в Рекони самостоятельного заштатного общежительного монастыря. Была получена денежная компенсация за земли, которую было решено пустить на строительство новых храмов. Амфилохий принимал участие в восстановлении пустыни, потом перебрался в скит в трех верстах от монастыря, где провел два года. Затем он переселился еще дальше в глухом лесу, где и скончался в 1865 г.

В 1870 г. было начато масштабное каменное строительство по проекту арх. М.А.Щурупова. На правом берегу был возведен огромный Троицкий собор и трехъярусная колокольня, а на левом – Покровская церковь, где был похоронен старец Амфилохий, хозпостройки и въездные Святые ворота. Весь комплекс был закончен вчерне в 1873 г., а в 1877 г. состоялось его освящение.

После Октябрьской революции 1917 г. здесь был организован колхоз Реконь. Монастырские строения постепенно пришли в упадок. В 1941 году Реконь была захвачена немецкими войсками. В результате боевых действий сооружения монастыря сильно пострадали. После войны здесь располагались сенокосные угодья. В 1979 г. отсюда была вывезена в музей деревянного зодчества Витославицы единственная сохранившаяся деревянная постройка – церковь Святой Троицы.

В этом году в пустыне зимует монах Симеон и два трудника, которые занимаются восстановлением этого замечательного места. Появление там постоянно живущих людей - верный путь к официальному признанию этого места и надежда на восстановление.

Естественно поляны для того, чтобы развернуться и нормально припарковать 7 машин, нет. Пришлось по единственной дорожке заехать как можно дальше, чтобы остальные машины могли заехать поближе. Таким образом, мы оказываемся запертыми намертво и выехать сможем только самыми последними.

Уже в полумраке мы разгружаем привезенные продукты и стройматериалы, беседы с батюшкой о житие-бытие, о планах на будущее. По настроение наших новых знакомых мы понимаем, что они могут и ночевать здесь остаться (в палатках на снегу). А мы планировали ночью, ну в крайнем случае утром, оказаться у себя дома в теплой постели. Так как выехать мы не имеем возможности, то начинаем выяснять какие же планы у основной части компании. Слава богу, разум большинства восторжествовал. Решили возвращаться в Заозерье и ночевать там в гостевом домике. От момента принятия решения, выезда первых машин и т.п. прошло еще около часа нашего терпеливо-нетерпеливого ожидания. И вот мы снова на лесной дорожке, но уже замыкающими.

Перед нами идет пара: подготовленная Нива новгородских Везделазов, которая страхует идущий за ней Санта-Фе, потом наша «сладкая тройка»: мы, УАЗ и десятка на тросе. Бедный Санта-Фе. Как его дергали и качали, при наличии у него автоматической коробки – ужас! И, несмотря на все предостережения, слава богу, ничего с этой коробкой не случилось.

Мы пока ползем без проблем периодически останавливаясь, что впереди идущая пара разобралась с Сантой. Иногда выбегаем, чтобы подтолкнуть-направить-помочь. Догоняя в очередной раз эту пару, видим, что сама Нива уехала и зарылась далеко в сугроб. Ребята мужественно качали мышцу хай-джеком, а мы толкали Ниву в бок. В результате переставили ее из сугроба на дорогу.

В эту снежную зиму жена видела, что такое снежная дорога, но все равно задала этот дурацкий вопрос: «Как же ему удалось так вылететь из колеи?» Накаркала! Почти тут же одно неосторожное движение моего уставшего организма – и мы сами оказываемся в таком положении. Копать бессмысленно, удобных деревьев для лебежения нет. Назад выдернуть меня не получается, еще больше ухожу в сугроб, да еще в непосредственной близости от деревьев, которые и так плохо видно в темноте. Однако у меня слева остается достаточно места, чтобы туда протиснулся наш «отце родной» на УАЗе. Теперь наша сцепка выглядит так: Впереди УАЗ, потом мы, и у нас на хвосте десятка.

Остаются последние метров 500-700. Сначала спуск к тому месту, где утром сидела десятка, потом небольшой подъемчик – и мы будем на хорошем зимнике! И вот на спуске УАЗик уносит в сугроб. Да не просто в сугроб, а еще и передним колесом в канавку. Одним словом, сел мертво. При этом и меня веревкой затаскивает в сугроб так, что с меня помощник нулевой. По рации вызываем Ниву, которая тащила Санта-Фе, расчищаем перед УАЗом сугроб и попытка его дернуть. Результат: УАЗ продвинулся вперед и закопался в сугроб еще больше. Водитель замурован снегом. И тут меня осеняет решение: через блок закинуть трос лебедки перед УАЗом и вытащить его. Для этого я сначала вытаскиваю на дорогу себя (иначе троса не хватало), затем через блок пытаемся сдернуть УАЗик. Я двигаюсь, он стоит! Но стоило ему начать помогать мне двигателем и ПОЕХАЛИ!

Прощаемся с теми, кто остается на ночевку и отправляемся в город. Но, перед этим нужно срочно переобуться. Хождение по пояс в снегу, натолкало столько снега, который, растаяв, превратил внутренность снегоступов в чавкающее болото, что дальше мерзнуть уже не было никакой возможности. Пока ходили по Пустыни, казалось, что ноги просто превратились в ледышки. В машине и во время работы на обратном пути ноги отогрелись, но пилить до города с такими ногами – верный путь к…

Результат таков:

- Дорога туда и обратно по 300 км. (от Просвещения до Пустыни и занимала около 4 часов по пустынным ночным дорогам). Ну, это уж как кто гоняет по трассе. После Будогощи, судя по тому, что чувствовалось под снегом – грейдер.

- Дорожка от Заозерья до Пустыни около 10 км. проезжалась за 3 часа. По отзывам часто ездящих туда, после прочистки дороги и отсутствии большого снега, дорога занимает минут 20.

- Самое главное! Цель поездки и компания очень понравились, но не успели даже толком познакомиться.

- Нашим престарелым организмам еще хватает силы сутки подвергать себя таким испытаниям.

Фотографии Реконьской пустыни в альбоме - Реконьская пустынь 13 марта 2010

(Опубликовано 22 марта 2010 года)

 

 

 

 

 

 

Diputs (c) 2009 - Сергей Суворов
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Hosted by uCoz