|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Главная :: Краеведение от Diputs'аБесов НосБесов Нос — мыс на восточном побережье Онежского озера недалеко от впадения в озеро реки Чёрной. Мыс знаменит петроглифами, среди которых выделяется антропоморфное изображение, называемое «бесом». Петроглифы относят к неолитическим памятникам. Неоли́т (греч. νέος — новый, λίθος — камень) — новокаменный век, последняя стадия каменного века. Петроглиф в переводе с древнегреческого значит резьба на скале (рetra - скала, камень, glyphe - резьба). (Wikipedia) Когда я в 2006 году разрабатывал недельный «краеведческий» маршрут по Карелии, то, естественным образом, нашел в Интернете такие достопримечательности, как Беломорские петроглифы. А так как на пути у нас лежал центральный город того места – Петрозаводск, то я как-то непроизвольно связал петроглифы именно с «петром». Ну, «глифы» - это понятно было с самого начала. И для меня это было на столько очевидно, что я даже не задавался вопросом – так ли это? И лишь спустя три года, заболев Бесовым Носом, наткнулся на истинное значение этого слова! Не уверен, что «резьба» подходящее слово в сочетании со скалой, но рисунки – это точно! Вот так стереотипное восприятие слов создает нелепости и путаницы. В Интернете информации о Карелии, карельских петроглифах и о самом Бесовом Носе более чем достаточно (см. ссылки внизу страницы). Мне просто захотелось здесь собрать наиболее интересные для меня сведения воедино. На самом деле в этом месте восточного берега Онежского Озера сосредоточено несколько мысов и остров, которые содержат на своих скалах петроглифы - Бесов Нос, Пери Нос и Кладовец Нос. Почему именно Бесов Нос? Наверное из-за легендарного рисунка «беса», которому неугомонные монахи Муромского монастыря в XV - XVI в.в пририсовали крест, дабы уменьшить его «бесовость» и нейтрализовать дьявольскую силу. к.и.н. А.П.Журавлев, Петрозаводск О НОВОЙ ТРАКТОВКЕ "БЕСА" НА ОНЕЖСКИХ ПЕТРОГЛИФАХ Мыс Бесов Нос — уникальный природно-археологический памятник Европейского Севера, где обнаружены многочисленные наскальные изображения эпохи энеолита. Среди этих изображений особое место занимает центральный образ Беса — колоритной фигуры, расчлененной глубокой трещиной на две пропорциональные части. Бес имеет квадратную голову с изображением носа, рта и двух глаз. Один глаз показан круглым пятном, второй — кружком с пятном в центре. У Беса тонкая шея и согнутые в локтях руки. Ноги также расширены книзу и согнуты в коленях (в виде "пляшущего человечка"). Правую руку фигуры перекрывает христианский крест с монограммами Христа по обе стороны. Считается, что крест выбили монахи Муромского монастыря, который расположен в 25 км южнее мыса. Существуют различные толкования этого изображения, и в частности, углубление в полости рта объясняется тем, что Беса кормили и поили, совершая жертвоприношения. Трещина в скале связывается с более ранним временем, чем появление здесь Беса. В связи с открытием катастрофического землетрясения в Пегреме (4200 плюс-минус 50 лет назад), предлагается новая трактовка Беса и точное время его создания. В частности, жители, покинувшие Пегрему в связи с катастрофой, обратили внимание на изменения в ланшафте: в скалах появились огромные трещины. Возникновение этих трещин на их глазах сопровождалось грохотом обрушившихся скал, громовыми звуками, световыми эффектами и т.д. Все это создавало представления о том, что злые духи нижнего мира, разрушив земную твердь, через трещины прорвались в средн ий мир и творили свои темные дела. Покинув "Богом проклятое место" — Пегрему в Уницкой губе Онежского озера, люди пришли на восточное побережье озера, где в скалах Бесова Носа обнаружили трещину, которая в миниатюре повторяла трещины скал Уницкой губы, возникших после катастрофического землетрясения, унесшего жизни соплеменников. Под впечатлением перенесенной трагедии, они отразили на скале свои представления об этом событии. Бес по их мнению — это хозяин нижнего мира и злых сил, которыми он владел. Ассиметричное расположение его тела относительно трещин, указывало место в земной поверхности, где злые духи вырываются наружу из нижнего мира в средний. Жертвоприношения Бесу могли задобрить его и уберечь людей Загадочность места усиливается не только красотами карельской природы Онежского озера, не только дыханием древности петроглифов сравнимой с древностью египетских пирами и следами ледникового периода, но и легендами о загадочном и аномальном влиянии этого места на людей. А если учесть, что ученые датируют онежские петроглифы 4-3 тысячелетием до н.э., то за это время немудрено накопить легенд и сказок. На Бесовом Носу выделяют три самых больших рисунка. Кроме самого беса, это еще выдра и сом Специалисты способны отличить рисунки, которые были выбиты изначально с помощью каменных инструментов с более поздним «творчеством», которое уже осуществлялось железными инструментами. Подобные места при своей известности и доступности, естественным образом, постепенно разрушаются и изничтожаются не только дикостью «туристов», но даже и самими специалистами. Например, с целью сохранения петроглифов, часть скалы на Пери Носе взрывом отделили и перевезли в Эрмитаж. При этом часть петроглифов утеряна безвозвратно. Но, изначально, эти места были удалены от поселений, что подчеркивает их ритуальный характер. Т.е. данные места видимо использовались для религиозных обрядов и их специально посещали для этих целей. Но, почему-то в непосредственной близости не селились. Та, заброшенная деревня и кладбище, которые сейчас находятся около этих мысов – никак не связаны с поселениями тысячелетней давности. Загадочность места, неясность смысла многих рисунков – все это оказывает возбуждающее воздействие и пробуждает бесконечный ряд вопросов: начиная с «откуда», заканчивая «зачем». Действительно, почему петроглифы не разбросаны равномерно по всем скалам Карелии, а сосредоточены в двух местах (Беломорск и мысы Онеги)? Почему, несмотря на относительно небольшое расстояние между этими местами, петроглифы по своему характеру отличаются? Почему петроглифы кучкуются такими плотными группами? Любители потустороннего, загадочного и мистического приписывают этому месту аномальные силы, которые патогенно влияют на человека: сначала притягивают как магнитом, потом заставляют возвращаться и, даже приводят в различным несчастьям. Да и ученые, далекие от мистики больше задают загадок, чем находят ответов. Особенно это касается так называемых лунарных рисунков в виде кругов и полумесяцев с отходящими лучами. Одни считают, что это изображение капканов, другие, что это изображение солнца и луны. Одни считают, что это связано с религиозными ритуалами, другие – с космической природой рисунков, третьи предполагают астрономические знания у древних, четвертые высчитывают направления лучей и доходят до идеи древней абсерваториии. Одним словом, вопросов больше, чем ответов – а это только подгревает процесс размножения домыслов и легенд. Поиск и открытие новых рисунков требует знаний, навыков и опыта. Наиболее отчетливые рисунки, которые обычно рассматриваются туристами, достаточно крупны и хорошо видны. Но это только верхушка айсберга! Понятно, что на ровной поверхности камня разглядеть «царапины» просто так не удастся. Поэтому всегда рекомендуют просмотр петроглифов в солнечный день, когда камни сухие. Чтобы разглядеть мелкий рельеф «слабых рисунков» лучше всего это делать на восходе или закате, когда лучи солнца подсвечивают их вдоль и тени позволяют увидеть то, что практически невозможно разглядеть при «вертикальном» освещении. Когда нет времени дожидаться милостей от природы, специалисты используют различные ухищрения: накрываются плотной тканью, пропуская свет на камни вдоль поверхности. Наверное, можно найти и более экзотический вариант поиска - ночью с фонариком, но это уже какой-то мазохизм будет. Ну, «чайников» при самостоятельном поиске этих рисунков ожидает возможное разочарование: можно вообще ничего не найти (так у нас и было первый раз в Беломорске), либо увидеть далеко не все и не так. Поэтому, когда вы слышите «да фигня эти петроглифы», то люди либо их так и не видели, или видели один «мусор». Как бы то ни было, место это действительно производит неизгладимое впечателение. Действительно чувствуется дыхание тысячелетий. Действительно, что-то мистическое окутывает вас. Действительно притягивает и заставляет желать вернуться туда еще раз. СсылкиФотки я взял без спросу из отчета Владимира Поморцева Петроглифы Карелии - сайт исследователей петроглифов Петрозаводского Универститета Vottovaara - портал людей знания - здесь полезная информация о Карелии и петроглифах СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ В РАЙОНЕ БЕСОВА НОСА.- статья Т.П.Амелиной (Петрозаводск) Следы неведомых людей..... - подробнейший отчет об экспедиции и онежских петроглифах Бесов Нос - описание мыса История древней Карелии - статья А.Я.Брюсов о петроглифах |
|||||||||||||||||||||||||||
|