На главную

Интимное

Пути-Дороги

Бредятина

Буквашка

Цифра

Интернетчина

Чуждое

 

Ваши отзывы

 

Найти: на

я в ЖЖ

я на ЛиРу

я на LP

я на Яру

я на Blogger

я на Mail

Мой MailМир

Мои Mailфото

Мои Яфото

Мои Mailвидео

Мои Явидео

Моя музыка

Главная :: Пути-Дороги Diputs'а :: Отчеты о путешествиях Diputs'а

Путешествие по Подпорожью за 28 часов
(12-13 июня 2010)
Часть 1

Итак, суббота, 4 часа утра, звонит будильник. Нехотя поднимаемся, раскачиваемся и начинаем собираться. Радует первый подарок погоды: вечером и ночью шел дождь, а во время сборов и упаковки вещей в машину дождя не было. Дождик начал накрапывать, когда мы уже трогаемся в путь. Заправляемся и выходим на КАД около 6.30. Нудность дороги до Подпорожья описывать нет смысла: плохие участки, длинные участки и т.п. Дождик и относительно раннее утро обеспечивают относительную пустоту шоссе, хотя на ремонтных участках все равно скапливаются небольшие очереди.

И вот, в начале одиннадцатого, мы въезжаем в Подпорожье, пьем кофеек на заправке. Разговор с мужчиной (вроде на L200), который почему-то восхитился тем, что «китаец» всю дорогу у него на хвосте висел. Он наивно считает, что мы ехали 120. Думается это парадокс спидометров. У него штатная резина, поэтому его 120 равны реальным 110, а наши 100 равны реальным 110 (с учетом большего размера колес, чем штатные). Вот и ехали мы друг за другом 110 км/ч: он 120, а я 100.

Пока пили кофе, услышали по рации, что пробиваются в эфир голоса основной колонны, которая в 6 часов должна была стартовать из Разметелево. Они, видя такой нудный дождик, переходящий порой в очень сильный, решили благоразумно закупиться в Подпорожье накидками от дождя.

А мы, пока суть да дело (суд да дело), поехали на первую точку, которая оказалась ошибочной. Нет там ничего. По словам местного жителя, часовня сгорела сразу после войны. Да так, что даже следов не осталось. Надо было внимательнее в Интернете читать, а не по диагонали. Вот что там было написано:

«В XVI веке вокруг озер Платоновское, Кривое, Рябовское и Копецкое было разбросано несколько деревень, и уже в то время здесь существовал Шеманский погост с двумя церквами: Георгиевской начала XVI века и Ильинской, построенной во второй половине XVII века. Во время военных действий в 1941-1944 годах оба памятника погибли.»(c)

Зато мы полюбовались красивым видом на озеро. Жалко только, что все это обзиралось при сильном дожде и темном, затянутом небе.

Вторая точка в Гоморовичах - «придорожная» и хорошо известная. Часовня не только хорошо сохранилась, но там открыта дверь и можно войти вовнутрь. Почти во всех других местах двери качественно заперты амбарными замками, хотя церкви давно уже не действующие. «В Гоморовичах сохранилась деревянная клетская часовня святителя Николая Чудотворца, построенная в XVIII в.»(c)

А вот от церкви Троицы Живоначальной в Гоморовичах ничего не осталось. Здание Троицкой церкви XIX в. сгорело в 2006 году. Вот так она выглядела когда-то (не мое фото, естественно)

Третья точка маршрута была, уже всем известная церковь в деревне Родионово (Родионово раньше входило в состав большого села Юксовичи). Пока мы фоткали эту красивую церковь, подкатила колонна. Знакомство и братание с новыми знакомыми.

«Георгиевская церковь построена в 1496 (1493?), является третьей по "возрасту" из сохранившихся до наших дней деревянных церквей России и самой старой в России деревянной церковью, стоящей на своём месте (две более старых перевезены в музеи).»(с)

Пока ребята осматривали церковь, мы попытались посмотреть: что там за дорожка дальше вдоль озера в заброшенную деревню Посад. Сразу как заканчивается Родионово, дорога превращается в хорошо размешанную внедорогу с глубокими колеями по типу и подобию лесовозных. Какие-то рыбаки на Шниве объяснили, что в принципе проехать можно по краям этой «внедороги». Да и расстояние там 2-3 километра всего. Но так не хотелось оказаться в положении, когда придется сокращать культурную программу, что мы даже не стали пробовать проехать туда. Наверное, это из серии «у страха глаза велики». Но, как бы то ни было, это была первая точка, которую мы пропустили и что там в Посаде – не знаем. По возвращению, пытался еще раз уточнить информацию: там ничего нет и не должно быть. Наверное, была в спешке путаница с Посадом, который мы смотрели во второй день на Пидьм озере. Так что, судьба оберегла нас от разочарования. Но точно помню, что эту точку ставил с какой-то карты, где были обозначены все точки Подпорожья и даже название встречается «Посад. Часовня Флора и Лавра Дата постройки: Между 1900 и 2000.», которое не совпадает с названием объекта во втором Посаде.

А вот еще несколько цитат про церковь в Родионово

«Из сохранившихся на Русском Севере деревянных церквей и часовен есть только две ровесницы Георгиевской церкви. Это церковь Воскрешения Лазаря XV века из Муромского монастыря в Заонежье ( сейчас в музее-заповеднике Кижи ) и церковь Ризположения 1486 года из затопленного при строительстве Волго-Балтийского водного пути села Бородава ( сейчас в Кирилло-Белозерском монастыре ). Георгиевская церковь на Юксовском озере построена в 1496 году. Дату строительства подтверждают многие архитектурные детали, такие например, как крохотные волоковые окна, расположенные в алтаре и на северной и южной стенах церкви. Если только задуматься: не было еще Ивана Грозного, Михаила Романова, Патриарха Никона, а она, рубленная из крепкого северного леса, уже стояла и стоит до сих пор, пережив многие каменные храмы, построенные позже или в одно с ней время. Собственно церковь представляет собой столпообразный сруб-четверик с острой клинчатой кровлей на два ската. Верхняя часть сруба расширяется, образуя тройной повал, поддерживающий кровлю с небольшой главкой. Два более низких сруба – алтаря и притвора - с такими же заостренными кровлями вторят центральному срубу, образуя простой и лаконичный силуэт.

Первоначально церковь была окружена с трех сторон открытыми галереями, устроенными на консольных выпусках бревен подклета. Они были убраны при ремонте в 1632 году . В 1887 году церковь снова ремонтируют – обстраивают с трех сторон трапезной, подводят опорные столбы под западные углы. В ходе реставрационных работ в 1970 году была заменена тесовая кровля и восстановлено крыльцо, утраченное в годы Великой Отечественной войны. Надо отдать должное реставраторам: по восстановленному ими крыльцу можно изучать конструкцию древней безгвоздевой кровли северных домов. Целесообразную продуманность, остроумие строительных приемов и мастерство исполнения сочетает в себе такая кровля: на сруб вертикально устанавливаются стропильные ноги – «быки» или «курицы», поскольку они представляют собой брусья с изогнутым концом в нижней части. «Курицы» врезаются в верхнее бревно сруба, называемое в народе «подкурятником», а соединяются горизонтальными слегами, концы которых врубаюся в бревна («самцы») фронтонов. В самом верху «быки» соединяются подконьковой или «князевой» слегой. Кровельный тес зажат внизу «застрехой» (водотечным желобом, «потоком»), который укладывается на загнутые концы вертикальных стропил («куриц»). В верху концы теса прижимает «охлупень» или, как называют его чаще –«конек».»(c)

«Юксовичи - древнее поселение, упоминаемое уже в Уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича в 1137 году. "Юкс" - слово вепского происхождения, означающее либо первое поселение, либо поселения, расположенные вокруг одного озера. До революции на этом месте насчитывалось до двадцати пяти крепких деревень, а сейчас всего лишь шесть сиротливых деревушек доживают свой век. В одной из них и высится на холме Георгиевский храм. По одной из легенд, сам святой Георгий (в народе - Егорий Храбрый) повелел возвести церковь на этом месте. А пока рубили ее, рыбаки с озера видели лучезарное свечение на берегу.

Черноризцы, приплывшие пять столетий назад на Юксовское озеро, с молитвой и надеждой на промысел Божий опустили в прозрачные воды топорище и стали ждать, к какому берегу его прибьет. Так на восточном берегу Юксовского озера появился этот святой храм. В некоторых старых документах сохранилась дата, которую принято считать временем строительства Георгиевского храма - 1493 год. Эту же дату упоминает и академик Л.В. Даль, проводивший исследование Юксовского чуда в 1877 году. К сожалению, до наших дней не сохранились ни старинный тябловый иконостас, ни святыни, ни строгое убранство храма. В смутную годину революционных потрясений он был закрыт, затем на долгие годы заброшен - и лишь в 1971-72 гг. специалистами Ленинградской реставрационной мастерской были проведены работы по консервации и частичной реставрации памятника.»(c)

Далее, колонна поехала вперед к Вознесенью, а мы продолжили маршрут по своим собственным точкам. И первая же из них оказалась забавной. Во-первых, пришлось немного порыскать по шоссе, чтобы найти правильный съезд в сторону Кузры. Там ведутся лесозаготовки, и вдоль основного шоссе есть «объездка», с которой уже и отходит нужная дорога на север. С дорогами там уже все изменилось. Та дорога, которая есть в атласе Ленобласти (пунктирчик) и на генштабовских пятисотметровках, представляет собой что-то по чему уже не ездили несколько лет. Хорошо что мы встретили местных на буханке и они, критически оглядев наше транспортное средство, подсказали как нам ехать. Оказалось все просто: по главной дороге (желтая в атласе Ленобласти) доезжаешь до Т-образного перекрестка (там стоит щит «Берегите лес от пожара») и уходишь направо. Эта новая дорожка периодически совпадает со старой и идет прямо вдоль берега реки. На "мудах" эта дорожка не представляет никакой сложности даже для стандартной машины. Наверное, и на обычной резине спокойно можно проехать (если аккуратно), и тем более если компанией. Комаров на этой лесной дороге – немеренно (как и положено для Карелии). Кусают слету, гады. Зато, очень много разных птиц, которые так и норовят оказаться под колесами машины или пытаются пролететь прямо перед лобовым стеклом. А еще на обратном пути прямо перед машиной выскочил зайчонок и долго пытался бежать прямо перед машиной. Зачем выскакивал? Зачем бежал?

(наверху чужое фото 2007 года)В Кузре должна была находиться деревянная церковь Петра и Павла построенная не позже 1850. По описаниям из Интернета сам населенный пункт является нежилым уже боле 20 лет. Где-то мелькали сообщения, что там еще была и каменная церковь. Судя по фотографиям в 2007 году она еще была видна, по сравнению с теми зарослями деревьев, которые там сейчас. Что касается дороги к этому месту, то вот нашел один отчетец: ОТЧЕТ

В конце этой дороги упираешься в речку с еще живым мостом из бетонных плит. Но дальше дороги нет. Точнее она там была когда-то, но уже много лет там никто не ездит. Обычно всё наоборот: с обеих сторон нормальная дорога, а моста нет. А здесь вот мост сохранился. Наверное, просто по нему никто не ездит. Можно и до самой церкви доехать по полю, только какой смысл, если дальше дороги нет (по крайней мере не видно даже намеков на продолжение).

Сама церковь стоит на заброшенном кладбище. Подход к ней от речки осуществляется по высокой траве мокрой от дождя. В результате даже при наличии болотников у меня трусы оказались мокрыми. Нет, не от того, что вы подумали, а из-за высокой мокрой травы. От деревянной церкви остались только стены. Крыши нет, к упола провалились вовнутрь, все кругом заросло не только травой и кустарником, но и деревьями. Так что, по сравнению с «цивильными» красотами, это место проигрывает в зрелищности. А нам нравится находить такие дикие точки. Да и ландшафт там интересный, и речка очень симпатичная.

По дороге берем еще две точки. Первая практически рядом с дорогой в поселке Кипрушино (Шустручей). Каменная церковь (Каменный храм Казанской иконы Божией Матери, построен в 1870 г) представляет из себя разрушающиеся остатки, которые позволяют догадаться – какой она была, когда была живой. Заброшенность таких остатков сразу выдают деревья, которые выросли на крыше. Рядом была деревянная церковь («Церковь Георгиевская Объект культурного наследия был построен в 1781 году»), которая в настоящее время полностью развалилась и производит очень удручающее впечатление.

А вот так она выглядела еще три года назад (чужое фото)

На самом въезде в Вознесенье есть отворотка в сторону Пустоши (там где заправка). Деревня Пустошь реально представляет из себя пустошь с заброшенными домами. После этой пустоши в сторону Ежесельги, стоит заброшенная каменная церковь (Троицкая церковь, 1845 г.) домашне-светской архитектуры типа того, что делал Львов под Торжком: с колоннадами и портиком. А сразу за церковью есть жилые дома, но дорога до церкви и до этих домов достаточно раздолбанная, хотя и вполне «жигулевская».

К парому в Вознесенье мы подъехали, естественно, в тот момент, когда паром уже отходил. Времени ожидания до следующей погрузки было около часа, поэтому мы решили посмотреть местный новострой - этакая аккуратная и свежая церковь Вознесения Господня (2008).

Пока ждали паром перекусили. Наверное, это не лишнее что-то пожевать первый раз за 11 часов пути. Переправлялись на пароме впервые, поэтому все было интересно и все фоткалось-фоткалось-фоткалось. Вид с парома на устье Свири и Онегу замечательный. Впрочем, как и многие природные красоты тех мест. А еще понравилось, как голуби что-то клевали сидя прямо на руке у какого-то мужика. Ручные!

(Опубликовано 24 июня 2010 года)

 

Назад     Дальше

 

 

 

 

 

 

Diputs (c) 2009 - Сергей Суворов
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Hosted by uCoz