На главную

Интимное

Пути-Дороги

Бредятина

Буквашка

Цифра

Интернетчина

Чуждое

 

Ваши отзывы

 

Найти: на

я в ЖЖ

я на ЛиРу

я на LP

я на Яру

я на Blogger

я на Mail

Мой MailМир

Мои Mailфото

Мои Яфото

Мои Mailвидео

Мои Явидео

Моя музыка

Главная :: Пути-Дороги Diputs'а :: Отчеты о путешествиях Diputs'а

Путешествие по Подпорожью за 28 часов
(12-13 июня 2010)
Часть 2

Переправившись на другой берег, смотрим на время и благоразумно оставляем точку в Красном Бору назавтра. Двигаемся вдоль Онеги в сторону Петрозаводска. Грейдер от Вознесенья доставляет радость своими ямами и лужами. Но, стоит только въехать в Карелию, так сразу появляется асфальт, да и грейдер там приближен к асфальту. Когда изучал карту, шаблонно угадывал в буквах совсем не те названия, не там ставил ударения. Только увидев их все вживую допетрил в чем фишка: ГимРека, РыбРека, ВерхРучей, …

«Село Щелейки (ударение на первый слог), расположено на самом востоке Ленинградской области, невдалеке от берега Онежского озера, на дороге Петрозаводск - Вознесенье. Щелейки раскинулись на возвышенности примерно в километре от берега Онеги. В сторону озера открывается прекрасный вид, спускаются дорожки. Одна из них начинается прямо от церкви Дмитрия Мироточивого (Солунского) - главной достопримечательности села, и, петляя по окрестным лесам, выходит к Онеге у мыса Подщелье в 4-х километрах к северу. В этом месте на сотни метров протянулся песчаный пляж, соседствующий с сосновым бором и характерными для Карелии скалистыми выступами.

Село Щелейки известно тем, что в нем расположена красивейшая деревянная церковь Дмитрия Мироточивого (Солунского), построенная в 1783 году. Церковь и колокольня, в данном случае, расположены на одной продольной оси. Оба сооружения связаны воедино деревянным мостиком - переходом.»(с)

А вот этого мы не знали, поэтому не обратили специального внимания, хотя было вид, что спуск в сторону Онеги очень необычный:

«Нельзя не упомянуть одну интересную природную достопримечательность расположенную в окрестностях Щелеек - скалистый уступ с перепадом высот до 65 метров. Эта довольно протяженная формация начинается в Карелии, недалеко от деревни Каккарово, и тянется примерно в полутора-двух километрах от берега Онеги до села Рыбрека, рядом с которым набирает свою наибольшую силу. Люди там, в Рыбреке, как видно, ушлые и используют природное месторождение камня в корыстных целях при помощи карьера, построенного рядом с селом. И все же, эта часть уступа наиболее красива, так как в наименьшей степени закрыта лесами и любой проезжающий по дороге может без труда ей полюбоваться. Вторая часть уступа тянется на 4 километра на север от деревни Каскесручей. Здесь он ближе подходит к берегу Онеги, абсолютные его высоты не столь значительны, но перепад остается прежним. Ну и, наконец, к северу от Щелеек расположена последняя дугообразная гряда скал, менее прочих доступная, но почти столь же внушительная. Чтобы подойти к ней, надо углубиться в лес по упомянутой уже дороге, начинающейся от церкви Дмитрия Мироточивого (Солунского). Важно быть внимательным - наиболее высокие скалы расположены от дороги довольно далеко и хорошо скрыты лесом. Заканчивается уступ примерно в километре к северо-востоку от Щелеек.»(c)

Всем известные точки Шелейки и Гимреке – из серии «то, что видно с дороги». Но хороши, собаки! Действительно можно сравнивать с Кижами. И состояние еще не такое удручающее, как у почти разрушенных церквей. Что тут напишешь? Смотреть надо!

«Сохранилась деревянная шатровая церковь Рождества Богородицы, построенная в 1659 году. По основным чертам Богородицкий храм напоминает Успенскую церковь в Кондопоге. Характерной чертой Гиморецкой церкви является то, что и основной объём здания, и завершающий его восьмерик довольно приземистые, а шатер необычайно высокий и стройный. Некоторые иконы из иконостаса церкви находятся в Русском музее.»(с)

«Шедевр деревянной культовой архитектуры – Гиморецкий погост, где стоит Рождественская церковь (1695), а при ней колокольня и ограда погоста с воротами. Все резное, все деревянное, отреставрированное в 70-е годы Марком Колядой из «Спецпроектреставрации», теперь помаленьку снова реставрируется. Погост стоит за деревней на горке, от него видно и Онегу, и Карелию. В любую погоду – фантастически красивое место.»(с)

«В 19-м веке погост был сильно видоизменен, однако, в конце века 20-го, реставраторы вернули погосту его первоначальный облик. Центральное положение внутри ограды занимает шатровая Рождественская церковь (1659). К ней примыкает трапезная, а вход в комплекс решен как двусходное крыльцо. Вся церковь украшена резными деревянными элементами. Посредине восьмерика - резной фронтон, в месте, где четверик переходит в восьмерик - еще один. Вторая вертикаль комплекса - уже упомянутая колокольня. Она имеет простое строение: снизу четверик, причем довольно низкий - всего чуть выше ограды, а на нем - высокий восьмерик, увенчанный площадкой звонов и крытый шатром с главкой. Вокруг и внутри ограды почти все свободное место занято кладбищем.»(с)

«Рождественская церковь, датируемая 1659-1695 гг., в д. Гимрека, Подпорожского района находится на дальнем ее конце, рассекаемом дорогой Вознесенье - Подпорожье. Рядом с церковью расположены отдельно стоящая колокольня и рубленые ворота с сохранившимися фрагментами ограды на юго-востоке и востоке.

Реставрационные работы, осуществленные в 1972-1983 гг. по проекту архитекторов М. И. Коляды, В. П. Веркулина и В. С. Рахманова, вернули старинному памятнику его первозданный облик.

Церковь не действует.»(с)

«Гиморецкий погост находится в селе Гимрека (ударение на первый слог), Ленинградской области, приблизительно в 4 километрах от границы с Карелией на дороге Петрозаводск - Вознесенье. Название села и, естественно, погоста происходит от протекающей в этих краях речки Гимрека. Инетересно, что сама речка не протекает через село, проходя примерно в километре к северу. Село же находится на ее безымянном притоке. Над постройками села доминирует занимаемый погостом холм, расположенный от дороги метров на 300. Такое положение делает ансамбль погоста наблюдаемым издалека.»(c)

«В 1974-1976 гг. в ходе реставрации колокольня была полностью разобрана. Утратившие несущую способность нижние венцы основания и подшатровое крепление заменены точно такими же. Колокольню заново покрыли тесом, восстановили резное убранство. Гиморецкий погост является памятником архитектуры. Богослужения не совершаются. Адрес: Ленинградская область, Подпорожский район, д. Гимрека (Гиморецкий погост).»(c)

На этом участке пути оказалась еще одна «ложная» точка в Рыбреке - Варлаамовская церквь 1697 года. От церкви, который мы искали, уже ничего не осталось (даже развалин). Местные даже были удивлены нашими вопросами, так давно эта церковь перестала существовать. Зато самая дальняя точка в Верхручье нас наградила необычной по своей архитектуре каменной церковью (Церковь Рождества Христова. Построена в 1914 году. В Шелтозерском Вепсском Этнографическом Музее есть фото этой церкви 1930 года), которая хорошо сохранилась, но стоит заброшенная.

По пути к дальней точке бросилось в глаза очарование простого деревянного дома с резными украшениями в Шелтозере. На обратном пути выяснилось, что это и есть тот самый вепсский этнографический музей. А сначала мы решили, что это чья-то усадьба. Естественно, в это вечернее и праздничное время музей уже был закрыт.

«Дом Мелькина в Шелтозере. Именно здесь размещается основная экспозиция Вепсского этнографического музея.
Считается, что древнейшее упоминание о вепсах оставил остготский историк Иордан в VI в. (он писал о племени вас), вепсы были известны и арабам под именем вису. Древнерусские племена, бок о бок жившие с древней весью, также оставили сведения о ней в своих литературных источниках (о существовании племени весь в русских летописях говорится с XI в.). В дальнейшем весь, наряду с другими соседними народами финского корня, упоминается под собирательным названием чудь, очевидно потому, что русские летописцы избегали путаницы со славянским словом «весь» — «село». О старом русском имени этих народов ныне напоминает лишь Чудское озеро, в последнее время снова ставшее пограничьем между славянским и финно-угорским миром, между Россией и Эстонией.
Вепсы, как и остальные древние племена Русской равнины, бывшие язычниками, постепенно христианизировались сначала республиканским Новгородом, а после московскими правителями. Вместе с православием в быт вепсов стали проникать русский язык и русская культура. Со временем все меньше вепсов продолжали отождествлять себя со своим этносом, народ медленно и мирно ассимилировался русскими, да и карелами тоже, ареал вепсов сузился, стал забываться уникальный язык.»(c)

Вернувшись в зону ленобласти стали отзваниваться, давно уже отдыхающим собратьям по колесам. Оказалось, что они н ашли место на Онеге прямо там, откуда мы и звонили. И вот мы уже на берегу. Дождь к этому времени прекратился совсем, и даже выглянуло солнышко. Все же у нас есть ангел хранитель! Весь день кататься под дождем, промокнуть, а тут на тебе - солнышко! Выслушиваем от веселой компании жуткие истории об ураганном ветре, который рвал тенты и уносил палатки, валил деревья и не давал спокойно расслабляться.

Быстро ставимся, прикрыв на всякий случай от ветра палатку машиной. Перекусываем. На халяву пользуемся уже давно приготовленными шашлыками и догоняем кондицию до уже расслабленной компании. Потом: безумно светлая белая ночь по сравнению с Питером; обалденные краски заката запутавшиеся в облаках над Онегой; песни у костра. И, наконец, 14-ти часовой пробег дает о себе знать, намекая на горизонтальное положение в теплом спальнике.

(Опубликовано 24 июня 2010 года)

 

Назад     Дальше

 

 

 

 

 

 

Diputs (c) 2009 - Сергей Суворов
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Hosted by uCoz