|
Путешествие по Подпорожью за 28 часов (12-13 июня 2010) Часть 3
На следующее утро неугомонные путешественники начинают собираться в путь чуть
ли не полдевятого. Мы тоже вскакиваем, завтракаем и
собираемся в дорогу. Тут выясняется, что компания распадается
на три части. Два экипажа уже собираются домой. Основная часть машин
вместе с гостем из Москвы собираются в Вытегру и на Адом-гору. И одна-две машины
едут по малому кругу подпорожья с конечной точкой на Шангозере.
Весь вечер пытали «сородичей» на предмет замыкания круга
с севера (Шокша - Ладва – Пай – Токари), чтобы не возвращаться
на малый круг «в пустую» через Подпорожье и не ожидать парома
в Вознесенье. Поняв, что информации на это предмет – нет, а дорога
более чем сомнительная, отказываемся от разведки в этот раз. Крюк в эту
сторону, почти равен расстоянию до Подпорожья, а если последний десяток
километров окажутся ж…., то возвращаться уже не будет иметь смысла и придется
культурное мероприятие превратить в «работу» и прогрызаться эти несколько километров.
Пока все еще собираются, мы отправляемся по своим точкам. С первой
точкой произошел казус. Я невнятно описал штурману, куда нужно
ехать, и мы попытались заехать на маяк не со стороны Гимреки,
а через Шелейку. Лесная дорожка быстро уперлась в шлагбаум и высокую
насыпь из кусков гранита и щебенки. С карьера проведена отличная дорога
к пристани и все выезды на нее с лесных дорожек заблокированы, также как
въезд на сам карьер. Понимая, что времени у нас не так много, решили отказаться
от разведки путей подъезда к маяку и поехали дальше. Скорее всего другого варианта
как проезд со стороны Гимреки – нету, так как между трассой и пристанью
все перегорожено карьером и их вотчиной.
Перед Вознесеньем сворачиваем к Красному Бору, который мы не стали брать вчера.
Дорожка быстро переходит во что-то очень странное: напоминает лесную дорогу с
ямами и лужами. И это центральная улица той части села, которое находится за основной
частью Красного Бора. Протискиваемся по этой «узкоколейке», на которой непонятно
как разъезжаться со встречными (а машин там стоит достаточно много). Справа забор вплотную
к дороге, слева обрыв к реке или другие заборы. И вот она точка. Церковь тоже выглядит плачевно.
Более того, внутри все выглядит как бывшая изба (обои, двери как в домах и т.п.).
Когда подъехали к церкви и встали на небольшой полянке около нее, местные попросили
переставить машину, так как местная бабушка ругается, когда ставят машину на месте чьего-то
захоронения (никаких намеков, что там покоится кто-то под землей не было).
Странное место оказалось.
«Деревянная Церковь Святого Апостола Фомы была построена в 1871-1873 гг. Местные жители говорят, что закладной камень, что под ней - XIV века. В 1932 году церковь закрыли и сделали в ней начальную школу. А в 70-е и школу закрыли. В 1979 её хотели разобрать на дрова, но поленились. Тридцать лет церковь стояла бесхозной.
После того, как закрыли школу, местные жители разобрали печи на кирпич. В металлической кровле образовались дыры от труб, через которые внутрь стали попадать вода и снег.
Летом 2008 года был проведен "субботник", на котором разобрали потолочные балки и перегородки, относящиеся к школе. Стал виден весь объем храма.
В марте 2009 года было получено архитектурно-реставрационное задание. Теперь можно было заказывать проект реставрации.
26 апреля с нами в деревню приезжали реставраторы Марк Коляда и Иван Малечкин, и директор петербургского отделения журнала "Фома" Денис Маханько. Работали три дня. Произвели все необходимые замеры и сказали, что реставрация возможна. Церковь наша скорее всего пятиглавая, снаружи покрашена в темно-красный цвет, внутри обклеена холстами и расписана ярко-синим по белому, колокольня - выше на 2.70 м. Иконостас - резной, позолоченный. Чтобы так было, понадобится около 15 000 000 рублей. А пока мы собираем деньги, необходимо разобрать внутри все гнилые доски, вывезти сырую землю, крышу покрыть, а окна открыть, чтобы проветривалась.»(c)
У парома встаем в хвост команде, которая едет в Вытегру. Очередной раз
все удивляются, почему мы уехали первыми, а только сейчас появились
у парома. Пока ждем паром наблюдаем несколько коз-попрошаек, фланирующих
вдоль очереди машин. Зато ожидающей публике эти козы позволяют скоротать время,
послушно принимая участие в фотосессиях. Начинается погрузка и мы в очередной раз удивляемся:
как на этот паромчик влезает столько машин?
Заправляемся на выезде из Вознесенья и на пару с
еще одной машиной летим до Подпорожья, где прощаемся с ребятами
(они планируют посетить монастырь и поехать на свою дачу) и уходим
на «малый круг». Окрестности ГЭС живописны, но мы пролетаем ее ходом, не сделав ни одной фотки. И останавливаемся только в Важинах.
«В прилепившейся к большим Важинам маленькой деревне Курпово стоит деревянная Воскресенская церковь (1630). Правда, от ее первоначального облика мало что осталось, потому что в 1874 г. олонецкие плотники переиначили ее по моде того времени «под камень». Вышло странновато, но все уже привыкли. Берег Важинки, на котором стоит церковь, высокий, постоянно подмывается, и кладбище вместе с церковью все время находится под угрозой. На кладбище можно видеть очень красивые чугунные кресты, изготовленные на олонецких заводах в XIX веке.»(с)
«Деревянная церковь Воскресения Христова (1630 год, перестроена в XIX веке), сохранившая первоначальный интерьер, в том числе трехъярусный иконостас.»(с)
«Первоначальная деревянная церковь в Важинском Воскресенском погосте (дер. Курпово) построена до 1563, сожжена шведами в 1581, возобновлена около 1582. Новая деревянная церковь с отдельно стоящей колокольней построена в 1630. От первоначальной постройки уцелел основной десятигранный сруб на подклете, при ремонте в 1827-1831 перекрытый купольной кровлей в стиле классицизма. В 1874 пристроена теплая трапезная с приделами Прор. Илии и Свт. Николая, соединяющая церковь с восьмигранной колокольней под куполом со шпилем. Не действовала с 1935, закрыта 30.07.1941, здание передано под колхозный клуб. Действовала в период финской оккупации 1942-1944, в это время частично отремонтирована. Открыта решением Совета Министров от 06.11.1946, богослужения возобновлены 10.04.1947. В ее подклете хранились иконы из соседних закрытых храмов. До 1990-х была единственной действующей на северо-востоке Ленинградской обл. Отреставрирована в 1980-х.»(с)
Церковь в Важинах сверкает своей восстановленной красотой.
Но, трудно найти интересные ракурсы вблизи церкви.
Зато противоположный берег реки выглядит очень живописно и намекает на то,
что оттуда можно поймать нужные виды. Именно это мы и делаем,
тем более, что крюк от моста не так и велик.
Вариант с крюком в сторону Ефремовского монастыря отвергается штурманом, который
уже подустал от двухдневных катаний. И данная точка остается на «потом».
Вдруг когда-нибудь еще раз мелькнет мысля поехать именно в эту сторону.
Как показало тщательное исследование упоминаний этого места в Интернете – решение
было правильное. Скорее всего, дорога туда - из серии «проложи сам».
Но так как осталась неопределенность в этом вопросе, то зудит в одном месте чувство неудовлетворенности.
О Ефремовском монастыре из Интернета:
«Судя по некоторым отчетам, лесозаготовки и неясность карт – делают маршрут очень неясным. «Протопали по шпалам где-то километр до станции. На станции (два домика) встретили аборигена. Он очень удивился нашему прорыву. Сказал что Ефремовской больше нет, дороги туда нет, никакого монастыря там нет и вообще там нифига нет =) Мы поверили ему наслово, ибо уже 4 часа вечера, а нам еще ехать и ехать. Расспросили про дорожку на Яковлевскую, дорожка есть, главное вовремя свернуть. Распрощались с местным жителем и поехали дальше по шпалам. (2004)»(с)
«Поразмыслив, решили таки идти в нежилую по карте и аналогичную по свидетельствам местных деревню Ефремово, в которой на карте обозначен крестик. Никакой достоверной информации о тамошней церкви нами найдено не было, единственное упоминание неких велосипедистов о том, что по словам местных из Челмы церковь де сгорела пару десятков лет назад и дорога де заросла и не найти её теперь. Находясь рядом со своеобразным «белым пятном» мы, разумеется, не могли пройти мимо, тем более что из Сидозера идти пешком особо некуда.»(с)
Следующая точка Согницы - такая же известная как и Важины.
Здесь снова наблюдаем прекрасно сохранившийся образчик деревянного зодчества.
Вторая церковь, которая стоит вплотную к первому изяществу, больше напоминает
барак и только маковки на крыше выдают ее предназначение. Погост – он и есть погост,
но зачем же в двери подвала церкви выставлять череп?!
С главной дороги нужно чуть свернуть вправо, чтобы попасть в замечательную деревушку Заозерье
на северном берегу Вачозера, чтобы увидеть часовню Петра и Павла (XVII).
Подробной информации об этом объекте в Интернете найти сразу
не удалось. А «копать» не было времени, да и, честно говоря, желания тоже.
Все розыски заканчивались информацией о названии, предполагаемой дате
постройки и текущем состоянии. Каких-либо других интересных
подробностей не удалось найти практически ни об одном объекте.
Проезжая Токарево, пытаемся понять – можно ли проехать весь маршрут
по кругу, продолжая «дальнюю» ветку первого дня через Ладву
и Пай к Токарево. В Токарево местные жители сказали, что
по зимнику в Пай уезжали на «бООООльшом джипе», а летом там дорога
непроезжаема, хотя на мотоцикле туда кто-то пробовал ездить. Критически
отнеслись к мнению пешеходов. Но, если там не ездят постоянно и любые местные,
значит там «направление» должно быть непростым.
Афанасьевская церковь на кладбище села Посад.
Это уже второй Посад. В первый Посад, как вы помните,
мы не решились пробиваться. Теперь я понимаю, что именно
это повторение названий спутало меня, но, слава богу, мы
не потратили время, чтобы впустую долбиться в «пустое» место
на первом Посаде около Родионово. Хотя помню, что ставил точку около Родионова
с какого-то сайта в Интернете, где на карте проставлены точки с «церковными» достопримечательностями.
«Деревянная часовня Покрова Пресвятой Богородицы расположена в д. Волнаволок Подпорожского района. Построена в 2006 г. директором Подпорожского сельского лесхоза П.П. Левиным на месте сгоревших в 2004 г. старинных храмов: Покрова Пресвятой Богородицы (1782 г.) и святителя Василия Великого (XIX в.).»(с)
Часовенку Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Волнаволок пролетаем
мимо, больше впечатлившись пейзажными видами на озеро.
Очевидный новострой или полностью перестроенная часовня.
После прочтения информации о часовне, стало понятно откуда и почему этот новострой возник. Вот чужое фото сгоревшей церкви.
(Опубликовано 24 июня 2010 года)
Назад Дальше
|
|