На главную

Интимное

Пути-Дороги

Бредятина

Буквашка

Цифра

Интернетчина

Чуждое

 

Ваши отзывы

 

Найти: на

я в ЖЖ

я на ЛиРу

я на LP

я на Яру

я на Blogger

я на Mail

Мой MailМир

Мои Mailфото

Мои Яфото

Мои Mailвидео

Мои Явидео

Моя музыка

Главная :: Пути-Дороги Diputs'а :: Отчеты о путешествиях Diputs'а

Путешествие - октябрь 2009
(8 октября)

Об этом этапе путешествия необходимо все разъяснить подробнее. Прорабатывая маршрут, тяжело пройти мимо таких знаменитых "точек" как соленые озера Эльтон и Баскунчак. Они-то точно на слуху и уже затуризнены до невозможности. Причем пальму первенства держит, конечно, Баскунчак. Во-первых, туда дорога ближе, чем окружные асфальтовые пути до Эльтона. Во-вторых, там можно не только грязи на себе испытать, но и "покупаться" (точнее полежать в соляном растворе), а в Эльтоне глубины-то 10 см. В-третьих, рядом с Баскунчаком такое шедевральное по своей красоте чудо, как гора Большое Богдо, а около Эльтона - не очень впечатляющее, по сравнению с Богдо, сооружение под названием Улаган.

Про горько-соленое озеро Булухта известно меньше, что и не удивительно. Во-первых до него добираются степями только энтузиасты (хотя можно спокойно проехать и на Жигулях). Во-вторых, нужно искать подъезды к нему, в третьих - слишком удалено от цивилизации. Ну и выглядит оно поскромнее двух первых "известностей".

Если не боятся поездки по степям "напрямки", то складывалось впечатление, что все эти три озера можно захватить за одни сутки (я ведь жадный - вы помните). Но, чтобы это совершить нужно суметь поймать удачу, да еще пролезть "в игольное ушко". Дорога от Эльтона до Баскунчака напрямую - очень укорачивает путь (если вы не заблудитесь в голой степи). Но здесь возникают два НО! Первое НО - это то, что само Эльтон находится в погранзоне и весь маршрут от него до Баскунчака так или иначе проходит именно вдоль границы с Казахстаном. И тут возникает дурь - с одной стороны вы легко можете заехать в Казахстан официально без всяких виз и загранпаспортов, но можете на этой "границе" потратить часа три-четыре и испытать домогательства нищих казахстанских пограничников. С другой стороны, вас за нарушение погранзоны поймают наши погранцы и будут мурыжить из-за смешного штрафа несколько часов, либо вы незаметно окажетесь на территории Казахстана, оказавшись нарушителями государственной границы. Это первая часть ловушки.

Вторая часть ловушки состоит в том, что другую сторону этого узкого коридора ограничивают владения ракетного полигона Капустин Яр, который в настоящее время остается действующим. И тут другая беда - возможность оказаться заарестованным, подкрепляется еще одной радостью - возможность падающих на вас железных осколков.

Уж я постарался найти все возможные мнения и отчеты о попытках проехать от Эльтона к Басканчуку. Самые "отчаянные" предрекали обязательный расстрел погранцами или военными, ну в крайнем случае уничтожение машины падающими обломками ракет. Более "осторожные" отчитывались об удачном "проскоке" этого участка именно в этом узком коридоре между Казахстаном и Капустиным Яром. Хорошо, что есть Интернет. Я тут же зашел на сайты Волгоградских и Астраханских любителей бездорожья с вопросом по этой теме. Но и здесь никто ничего вразумительного так и не сказал. Видимо, их эти места не очень привлекают. А так как Эльтон - это волгоградская область, а Баскунчак - астраханская, то они еще и друг на друга кивали. Зато познакомился с местными "братьями по крови".

Есть конечно, стандартный вариант, как и со всеми другим погранзонами в России: за пару месяцев до путешествия отправить в соответствующее погрануправление заявку с указанием данных на всех участников пробега, включая машины, дату и цель путешествия. Эту заявку нужно отправить по факсу и по телефону вызвонить подтверждение получения. Затем за две недели до поездки начать теребить их по поводу готовности положительного решения. И далее во время путешествия заехать за разрешением и спокойно осуществить свой маршрут на законных основаниях. Правда и здесь есть несколько "но": нужно заранее четко знать состав команды даты поездки, нужно приложить иногда недюжинные усилия чтобы пограничники вовремя подготовили документы и т.п. Заморачиваться со всем этим ради нескольких часов "короткой" дороги, ну никак не хотелось. Тем более, что нужно было бы умудриться как-то получить разрешение и в Волгограде и в Астрахани.

Сразу сообщу, что все закончилось мирно и само собой. Кольцо Булухта-Эльтон, заняло ровно день. Поэтому речи о том, чтобы ночью через степь искать дорогу на Баскунчак - не было. В темноте удалось выбраться к Ахтубе и заночевать там, отмывшись от песка и грязи.

Ну, вот теперь непосредственно о самом путешествии. Перед тем как уехать в сторону Булухты, хочется завернуть в Царев (почти по дороге). В Интернете была найдена информация, что это бывшая столица Золотой Орды, и там проводились и проводятся большие раскопки, при которых находят много интересных и хорошо сохранившихся артефактов того времени. На самом деле все оказалось очень прозаично. Пока местные не ткнули пальцем и не рассказали что к чему, догадаться о столице Золотой Орды - не удалось. Раскопки происходят, но видимо какие-то студенческо-учебные и небольшие. После самих раскопок, трактором все заравнивают. Поэтому данное место представляет собой обычное поле. Одним словом, проникнуться духом древности и вдохнуть пыль веков не удалось. Зато настоящая пыль ждала впереди.

Несколько фоток на память этого места в альбоме - Царев (октябрь 2009)

"В переводе с калмыцкого Булухта означает «родниковое». Именно так назвали второе по величине горько-соленое озеро, после Эльтона, полностью расположенное на территории Волгоградской области. По сути, это болото, но с родниковой водой с чрезвычайно причудливыми изрезанными берегами. Границы озера все время меняются и оно труднодостижимо на неподготовленной машине. Самый простой способ добраться до озера Булухта – это доехать по шоссе до Катричева, а дальше – выбираете степную дорогу, соответствующую проходимости Вашего автомобиля, и через три десятка с лишним километров Вы у цели. Но куда более интересный маршрут может получиться, если съехать в степь в районе Большого Лимана или Ленинска, Степного. Путь в этом случае путь выйдет значительно длиннее, но более содержательным и красивым. Не менее привлекательным является заход со стороны Гормаки или Прудентов, тем более, что и до озера Эльтон отсюда будет уже совсем недалеко."(c)

Дорога на Булухту состоит из двух частей - большой кусок асфальтовой и пустой дороги на Маяк Октября (ну, не совсем уж хорошей, но незаметной для больших колес). А вот далее начинается степь. Поездка по степи интересна тем, что вы едете по ровной местности с ровным горизонтом, без возможности за что-то зацепиться взглядом. В принципе, степь позволяет на внедорожнике ехать просто по азимуту, хотя по накатанным дорогам - комфортнее. Проблема в том, что ни на бумажных схемах, ни на картах Генштаба, большинства дорожек нет. Генштабовская километровка позволяет ориентировочно представлять свое местоположение и направление движения. Видимо возможность ехать напрямки позволяет нарезать дороги в любых направлениях. Проблема с ориентированием заключается еще и в том, что нет возвышенностей с которых можно увидеть "соседние" маршруты. На ровной плоскости, да еще поросшей травой, иногда не удается угадать соседнюю дорогу и в десяти метрах от тебя. Даже при наличие GPS  нужно быть готовым к тому, что придется на некоторых развилках делать несколько заходов, чтобы выбрать правильную дорожку. Но это проза для водителя авто.

Дороги - проза, а вот травяные запахи, коши с какими-то чумазыми казахстанцами, табуны коней, отары овец - это песня. Да еще из под колес постоянно шмыгают лисицы, размером с мелкую собаку и какие-то пепельно-серые, как и сама степь. Летом, при +40 и выше, думаю удовольствие кататься здесь - не самое большое. Совсем забыл! В этот день наконец-то удалось раздеться. Ну, не то чтобы совсем, но летние брюки и футболка - это почти голышом по сравнению с заснеженным Питером. Ветер утих, да и тепла прибавилось. Думаю, что было уже реально за +20.  Да и по сравнению с летними +40, это была очень комфортная температура для катания по степи.

Подъездов (в виде четких дорог) с западной стороны к Булухте найти не удалось, хотя озеро уже было хорошо видно километрах в трех-четырех. Да и как в степи не разглядеть такое белоснежное соляное пятно. Почти как снежник на вершине горы. Только горы нету. Можно было бы попробовать просто подъехать напрямки, но было интересно и возможные пути подъезда исследовать. В результате пришлось объехать озеро с севера. Вдоль самого озера в его северной части идет этакий заболоченный участок. Но это не те болота, которые болота. Это такая соляная концентрированная размокшая грязька. Но все это можно объехать сухой степью чуть дальше от озера(севернее).

Оказавшись на восточной части озера, удается найти дорожки, которые подходят почти к самому озеру, но все равно последний километр приходится ехать напрямки, так как времени и желания искать другие "дороги" уже нет.

После озер Карелии или даже обычных российских озер и рек, мертвость этих соленных озер поражает гнетущей пустотой (правда Баскунчак своей голубизной воды немного веселит). От берега идут на сотни метров вглубь озера все более мягкие и мягкие грязе-соленые части озера (этакий "болотистый берег) и только где-то вдали видишь кусочки воды, а не соли или грязи. Портить обувь или доставать сапоги, чтобы измерить на сколько далеко можно пройти до воды - почему-то не очень хотелось. Тем более, что воздух около этих озер, видимо из-за концентрации соли, достаточно специфический.

Фотографии Булухты в альбоме - Булухта (октябрь 2009)

Поизучав специфические растения, которые растут прямо в этой "солонке", нужно начинать двигаться в сторону Эльтона. Выезжать на трассу, идущую вдоль Казахстана, приходится из "глухой степи". Еще до выезда на трассу  рядом с одним из кошей висит огромный плакат с большими буквами: "Погранзона- въезд запрещен". И тут ты  начинаешь чувствовать у себя на затылке холодную сталь автоматного дула. Вдоль трассы чуть ли не через каждые пять километров стоят указатели на таможенные переезды в Казахстан. В сочетании с предупреждением о погранзоне это тоже нервирует. А мой верный железный товарищ, выглядит вполне пристойно для нелегальной перевозки наркотиков. С ног до головы машина в степной грязи. Там какие-то забавные лужи встречались: с виду очень маленькая, да и, проезжая ее, не чувствуешь ямы или глубины, но обливает эта мелочь тебя с ног до головы. Непонятно!

"Озеро Эльтон – уникальное явление природы, настоящее чудо, один из самых интересных природных объектов на территории Волгоградской области, жемчужина приволжской степи. Соленое озеро огромных размеров, сравнимое разве что с израильским Мертвым морем, раскинулось посреди Палласовской степи." (с)

Эльтон хорош, но то ли было избыточное ожидание чего-то "сверх", может быть серая полоса солено-грязевого "прибоя" не впечатляла, но как-то восторга дикого я не испытал. Так, типа - рядовое взятие очередной точки. Хотя закат красив. Но где вы видели плохой закат?

Гора Улаган не впечатлила еще на фотках в Интернете, да и зудящая мысль о нахождении в погранзоне мешала (гора еще ближе к казахской границе, чем сам Эльтон). Поэтому добираться до нее не возникло особого желания.

Закат в этот день порадовал своей необычностью. Нет, этакую красоту видел сто раз. Но, солнце садилось справа и за десять минут можно было видеть как оно из шарика превращается в узкую полоску, исчезая прямо на глазах и протягивая к тебе тонкие красные лучики-щупальца (как лазерное шоу).

Возвращение в сторону Ахтубы "напрямки" наглядно продемонстрировало, почему в Эльтон мало ездят и в основном только по асфальтовой трассе с севера, делая огромный крюк (если ехать из Волгограда). Дорожка от Эльтона прямиком на Ахтубу не очень приспособлена для легковушек, да еще и не такая уж короткая. Карты в очередной раз сыграли злую шутку, а в наступившей темноте приходилось доверять только Генштабовским направлениям по GPS. Местные жители уже давным-давно главной магистралью сделали другую дорогу чем та, которая указана на доисторической карте. В результате, погоняв в лучах фар вдоль дороги лисиц, уперся в голую степь. С "люстрой" на крыше было бы комфортнее, но все равно это не помогло бы увидеть дорожки издалека. Полавировав зигзагами по степи, ничего похожего на Генштабовские варианты найти не удается. Да и указатель бензина как-то стал подбираться к нулю (хотя 10 л. НЗ всегда было с собой). Ставится в темноте прямо в степи среди лисиц, сусликов и змей - как-то не очень хотелось, тем более что времени было еще часов девять вечера и вроде еще силы оставались.

Поехав напрямки через степь в сторону возможных дорог, которые обозначены на картах тонюсенькими пунктирами, быстро находится накатанный тракт. Поняв, что это неспроста, да и направление дорога выдерживала правильно, самое умное - отдаться в руки направления, а не карты. И вот к полуночи Ахтуба с совдеповским вариантом гостиницы. Совдеповская-то совдеповская, но кроме душа даже Wi-Fi присутствует с выходом в Интернет.

Обратил внимание на забавные гипнотизирующие ощущения езды на скорости по степной дороге. Сначала, как курицу, которую кладут глазами вдоль нарисованной прямой линии, меня постоянно гипнотизировал горизонт красно-розовой полоской умирающего солнца, которая прыгала прямо на уровне глаз. Потом темнота создавала ощущение, что по бокам дороги плотная стена леса или высокий забор. Забавно одним словом!

Подводя итог этому этапу, сказать, что в этих степях хотелось бы остаться дольше, чем длилось само путешествие - не поворачивается язык. Наверняка можно было бы увидеть больше живности и каких-то тайн степи, если там провести больше времени. Но ощущения неудовлетворенности, что так быстро все закончилось - не было. Хотя говорят, что весной там сумасшествие красок и поля тюльпанов,  а еще много разной редкой живности. В Интернете много восторженно-сказочных отчетов и фотографий этих мест. Может быть осень - не самое удачное время для поездки туда. Может не хватило романтизма, может слишком быстро "проехали мимо" - но хаять это место точно не буду. Как минимум разок на это стоит поглядеть собственными глазами.

Фотографии Эльтона альбоме - Эльтон (октябрь 2009)

(Опубликовано 10 ноября 2009 года)

 

Назад     Дальше

 

 

 

 

 

 

Diputs (c) 2009 - Сергей Суворов
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Hosted by uCoz